Автор: Анатолий Тиктинер

Первосвященник Гиркан, сын Шимона, последнего из братьев Маккавеев, он же административный глава независимого Израильского государства времен Маккавеев,  воспользовавшись беспорядками в Сирии, начал широкую компанию по расширению Израиля.

Гиркан завоевал Газу, большие территории в Заиорданье, захватил Самарию, разрушив при этом, храм на горе Гризим, на юге он захватил Эдом, насильно обратил эдомонян в иудейскую веру[1], и таким образом довел границы государства до размеров Соломонова царства.

Постоянное состояние войны вызвало недовольство среди населения.  Образовалось два направления в понимании и толковании законов Торы,  саддукеев и фарисеев («отделившихся»).

Первых, теперь бы мы их назвали консерваторами или ортодоксами, так как они полностью поддерживали все мероприятия Гиркана, который в религиозном отношении отличался неукоснительным и точным следованием букве Торы.

А вот фарисеи, теперь бы мы их назвали — либералами, считали, что кроме Торы в иудаизме существует еще и устные предания, передающиеся из уст в уста от поколения к поколению со времен Моше, то есть кроме письменной существует еще и Устная Тора.

Устная Тора учит, что, строго признавая Заповеди, и письменную Тору вполне допустимо более гибкое их толкование, используя  Закон для пользы большинства народа.

Дебаты между обоими направлениями в иудаизме сосредотачивались в Великом Синедрионе.

Великий Синедрион (II век до н.э.- I век н.э.) состоял из 71 самых мудрых ученых мужей страны, он осуществлял религиозную и судебную власть в стране. Синедрион толковал применение Закона при разных обстоятельствах и выпускал собственные постановления. Кроме Великого синедриона по всей стране существовали местные синедрионы в составе 23 человек.

Управляли Великим синедрионом два человека: «наси», т.е. глава, князь и «отец» – председатель суда. Решения принимались большинством голосов, причем если разбиралось дело, грозившее смертной казней, то судьи в этот день не должны были до судебного заседания есть и пить вино.  Судьями не могли быть старики и больные люди, т.к. считалось, что они будут принимать слишком строгие решения.

Перед принятием решения назначалось две группы судей, одна искала доказательства виновности, другая невиновности обвиняемого. Первыми выступали вновь назначенные молодые судьи, с тем, чтобы на их мнение не влиял авторитет более умудренных и авторитетных коллег. Если смертный приговор принимался единогласно, то его не приводили в исполнение. Само единогласие свидетельствовало о том, что исследование обстоятельств проводилось поверхностно, а судьи не искали оправдательных доводов.

Судьи синедриона должны были отвечать очень высоким требованиям: досконально знать Тору и толкования, владеть несколькими языками для того, чтобы говорить с обвиняемым на его языке без переводчика, знать математику и другие науки — вплоть до колдовства. Хотя колдовство преследовалось Законом, но для принятия правильного решения по делам о колдовстве судьям полагалось нужным иметь понятие об этом ремесле.

Самой известной парой из руководителей Синедриона были в середине первого века Шаммай (саддукей) и Гиллель (фарисей). Оба они были выдающимися учеными, но придерживались разных взглядов и принадлежали к разным общественным классам. Шаммай – сторонник строгого и буквального исполнения законов Торы — консерватор из высшего класса, и  Гиллель – приверженец Устной Торы и гибкого подхода к исполнению Закона, выходец из низов.

К этому времени на Иудею усилилось Римское давление. Еврейское общество разделилось на два лагеря не только в религиозном, но и в политическом отношении. Шаммай и его сторонники призывали к восстанию против Рима, как в свое время священник Хасмоней с сыновьями против греческо-сирийского давления. Гиллель же призывал народ бороться с римским влиянием мирными средствами. Он понимал, что международная ситуация в тот момент не оставляла евреям никаких надежд на успех вооруженного восстания. Рим был на вершине своего могущества. «Восстание может привести лишь к полной потере автономии, огромным жертвам и разграблению Иерусалима», — убеждали фарисеи. К сожалению, действительность оказалась значительно суровее. Столь разное понимание религиозных основ, конечно же, привело к созданию по существу двух иудейских конфессий.

Поражение в Иудейской войне полностью дискредитировало ультраортодоксальное направление саддукеев в иудаизме,  оно прекратило свое существование.  Последователь раби Гиллеля — великий учитель Йохан бен Заккая  сумел, после разгрома Иерусалима и разрушения Второго храма, основать в г. Явна иешиву по изучению Торы и Устного Закона. В дальнейшем его последователи записали и кодифицировали Устную Тору, назвав ее — Мишна, которая и явилась основой Талмуда и современного иудаизма в целом.
 

[1] Насильственное обращение произошло в первый и в последний раз в еврейской истории.

________________________________________________________________________________
Неправда ли интересные принципы исповедовали эти древние судьи. Жаль что эта мудрость утрачена.

Да 40 40

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Евсеев Дмитрий, Бозов Алексей, Местная Лика, Цыганков Владимир, Суховеев Андрей, Стрижак Андрей, +еще 6
  • 11 Апреля 2011, 11:51 #

    Очень интересный подход к оценке собственной «непогрешимости»…
    Нашим судьям, было бы полезно придерживаться схожих принципов — оценивать даже собственное мнение, не как единственно верное, а лишь как одно из многих…
    Глядишь, и с извечным «обвинительным уклоном» удалось бы совладать.

    +8
  • 11 Апреля 2011, 11:58 #

    Трезвое правосудие натощак? В этом что-то есть! :) Коллективное судейство? Молодые против авторитетных? Мудро! И очень интересен постулат о неприятии единогласного вердикта. На сайте есть несколько участников из далекого Израиля, может быть и они включатся в комментирование статьи или дадут новые ссылки…

    +9
  • 11 Апреля 2011, 12:10 #

    Оказывается у нас уже есть статья "О судебной системе государства Израиль".

    +5
    • 13 Апреля 2011, 16:31 #

      Для интересующихся многообразием судов в Израиле нашел пару ссылок. Члены коллегии адвокатов входят в комиссию, рассматривающую кандидатуру судьи на утверждение. ru.wikipedia.org/wiki/Правовая_система_Израиля

      Интересна и роль адвоката: В отношении профессиональной этики закон предусматривает, что адвокат должен хранить честь адвокатской профессии, быть лояльным по отношению к своему клиенту и помогать суду осуществлять правосудие. www.eleven.co.il/article/11754#08

      +2
  • 12 Апреля 2011, 07:00 #

    Алексiй Анатольевич, Вы в последнее время удивляете Вашим познанием истории! (может я раньше не обращала просто внимания — за это заранее прошу прощения).

    +6
  • 12 Апреля 2011, 07:14 #

    Очень интересно было в Израиле… Но у них е до сих пор все, не как у людей всех, говорят. Взять хотя бы их иудаизм, может быть там, в своем кругу они по прежнему свои спорные вопросы и решают.

    +2
    • 12 Апреля 2011, 07:18 #

      Не знаю, что там за судейские принципы сейчас, но захватом власти эта нация болеет до сих пор.

      +2
  • 12 Апреля 2011, 07:21 #

    Здоровская система! Но у нас такой по-моему быть не может… Раз стоишь в зале суда на месте обвиняемого, значит виноват и подлежишь наказанию.

    +2
  • 12 Апреля 2011, 07:25 #

    А кто-нибудь Талмуд этот читал? Там же все расписано, как любое действие делать. По-моему с такими правилами жизни все евреи должны быть непогрешимы. Хотя некоторые правила, типа: давай в рост деньги чужим, делают их далеко не святошами для других наций.

    +2
    • 12 Апреля 2011, 07:28 #

      Ты Талмуд читал? 

      +2
      • 12 Апреля 2011, 07:31 #

        Да по-моему он просто где-то в сети по верхам чего-то нахватался… Не боись.

        +2
  • 13 Апреля 2011, 06:14 #

    «Устная Тора учит, что, строго признавая Заповеди, и письменную Тору вполне допустимо более гибкое их толкование, используя Закон для пользы большинства народа». Я давно догадывался, что у судей есть устный УПК РФ. А «большинство народа» сейчас понимают как часть народа, обладающие большинством власти, денег и т.д. Хорошая статья — все новое есть хорошо забытое старое.

    +5
  • 07 Мая 2011, 15:50 #

    Класс! — «Члены коллегии адвокатов входят в комиссию, рассматривающую кандидатуру судьи на утверждение».

    +2

Да 40 40

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «О судопроизводстве в древнем Израиле 1-2 века до н.э.» 5 звезд из 5 на основе 40 оценок.

Продвигаемые публикации